Главная » Файлы » Файлы сети центра художественного образования и МГУ

ЦХО в системе научно-практического образования МГДД(Ю)Т
[ Скачать с сервера (47.5Kb) ] 08.04.2012, 13:20
Об участии центра художественного образования в системе НПО в Московском городском Дворце детского (юношеского) творчества

Из Проекта Программы развития научно-практического образования в МГДД(Ю)Т:

"...    Человек и Культура - художественно-эстетическое образование – умение понимать мир искусства и мыслить художественными образами; представления о феномене культуры и искусства, их возникновении, развитии и современном состоянии; знания о структуре искусства и культуры и основных направлениях искусства; умение читать и интерпретировать различные культурные тексты, понимать их смысл; умение создавать творческие продукты с целью выражения собственных мыслей и духовных переживаний;
...    Человек и Общество - социокультурное образование и гражданское воспитание - представления о феномене человеческого общества и принципах взаимодействия личности и социума и умение применять их на практике; социогенезе как глобальном процессе развития человечества, государстве и праве как формах общественной регуляции; основных типах общественной организации, существовавших в истории и их эволюции. Освоение навыка эффективного взаимодействии с различными общественными института в целях продуктивного развития себя и общества; В рамках социокультурного образования рассматривается и оппозиция «Человек и собственный внутренний мир» – психологическое образование – представления о законах и динамике функционирования человеческой психики, сознании и его функции отражения, эмоциях, принципах  разворачивания деятельности; освоение навыков саморегуляции и принципов развития собственной личности...

Научно-практическое образование мы определяем как сферу образования, позволяющую ребенку приобрести знания, умения, навыки, компетентности, личностные смыслы, достаточные для его самореализации в условиях современной высокотехнологичной цивилизации на личностном, социальном, профессиональном уровнях.
Научно-практическое образование предполагает качественную базовую подготовку по основным научным дисциплинам (в том числе гуманитарным (философия, юриспруденция, культурология и др.), которая обеспечивает высокие стартовые возможности в овладении профессией;  освоение научного метода и навыков проектной работы;  освоение навыков презентации результатов собственной работы и продвижения их на рынок как значимых  для общества продуктов.
В последнее время на федеральном и региональном уровнях принят ряд документов, позволяющих заявить научно-практическое образование как приоритетное. ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 - 2013 годы (постановление Правительства Российской Федерации от 28 июля 2008 г. № 568), проект Федерального государственного образовательного стандарта и Государственная программа города Москвы на среднесрочный период (2012-2016 гг.) «Развитие образования города Москвы» («Столичное образование») одной из главных приоритетных целей называют удовлетворение изменяющихся образовательных запросов общества и инновационной экономики.
Реализация поставленных целей и задач  будет решаться путем обновления содержания и технологий образования. В этой связи в школах, домах детского творчества будет усиливаться роль проектной, проектно-исследовательской деятельности, научно-технического творчества и других видов продуктивного образования (так, в проекте ФГОС для старшей школы введен отдельный модуль – «индивидуальный проект»).

История вопроса
В нашей стране существуют богатые традиции в развитии  направлений творческой деятельности обучающихся. Эта работа имеет свою выраженную специфику и сильно отличается от аналогов на Западе.
В СССР создавались специальные институты для этой работы: учреждения внешкольного (ныне – дополнительного) образования; только в последние годы такое творчество получило развитие на базе учебно-воспитательных центров, лицеев и гимназий.
Среди направлений дополнительного образования видное место всегда принадлежало научно-техническому творчеству детей и молодежи. Основы массовой системы проектно-исследовательской деятельности и научно-технического творчества учащихся были заложены в первые годы советской власти. В 1919 г. А.В.Луначарский говорит о «внешкольном техническом образовании»,  «научном творчестве». Эти получило развитие в рамках концепции трудовой школы. В 1926 г. в Москве создается первая станция юных техников, в последующие годы такие учреждения были созданы во многих городах СССР, в 1930-е годы организуются: детская железная дорога (Тбилиси), детская водная станция (Архангельск), впоследствии были созданы: детская железная дорога, детская автотрасса (Москва) и т. д.
Послевоенные годы отличались развитием движения научных обществ учащихся (НОУ). В 1975 г. в Москве состоялся Первый Всероссийский слет актива научных обществ, в котором приняли участие представители более 300 НОУ РСФСР. В 1979 г. ко Второму слету в Челябинске в стране работало около 3000 НОУ.
В СССР был выпущен целый ряд документов, направленных на развитие этого направления.
Достаточно привести следующие:
Приказ Наркомпроса РСФСР № 232 от 26 февраля 1941 года «Об организации механических кружков «Юный техник» во всех школах»; циркулярное письмо от 5 марта 1941 года «О мерах по улучшению организации смотров и олимпиад детского творчества».
Приказ № 596 от 20 сентября 1947 г. «О развитии детского технического творчества в школах, внешкольных детских учреждениях и детских домах».
Постановление Минпроса СССР, ЦК ВЛКСМ, ВС НТО и ВО «Знание» от 1 апреля 1977 г. –  «Положение о научном обществе учащихся»
Положение о структуре и руководящих органах единой общественно-государственной системы научно-технического творчества молодежи. Решение ЦК КПСС от 25.06.1986 г.
Положение о центре научно-технического творчества молодежи. Постановление ГКНТ СССР,  Госплана СССР,  Госкомтруда СССР, Минфина СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ от 28.01.1987  г.  
В последние два десятилетия на государственном уровне практически не разрабатывалась нормативная база по вопросам научно-практической деятельности обучающихся. Вопросы нормативов материально-технической обеспеченности направлений дополнительного образования отданы  субъектам РФ.
За последние два десятилетия резко снизился удельный вес кружков научно-технического творчества в дополнительном образовании детей. В 2010 г. в системе Департамента образования города Москвы количество учащихся, занятых этим видом деятельности составляла лишь 3% от общего контингента учащихся,  занятых в дополнительном образовании столицы.
Важным шагом в государственной политике страны стали инициированные Росмолодежью  два крупных всероссийских мероприятия, направленных на  выявление и продвижение талантливой молодежи и их  включение в наукоемкие инновационные отрасли промышленности страны. Это - Российский молодежный инновационный конвент и  Всероссийский молодежный инновационный форум на Селигере, которые стартовали почти одновременно в 2008 г. и 2009 г.
Выставки технического творчества учащихся, проходившие на ВДНХ с 1966 по 1988 год, вновь были возобновлены с 2001 года в новом формате.

Понятия
Понятие «научно-техническое творчество молодежи» было введено и широко распространилось,  завоевав всеобщий характер, после постановления ЦК КПСС 1986 года. О.В. Крышнатовская в статье «Бизнес-элита и олигархи: итоги десятилетия» пишет : «система научно-технического творчества молодежи  (НТТМ)  должна была включить интеллектуальный потенциал молодежи в  «расшивание»  узких мест на производстве,  создание и освоение новой техники и технологии.  Сами центры НТТМ,  функционировавшие на основе хозяйственного расчета,  должны были строить свою работу через договоры с предприятиями.  Предполагалось,  что в перспективе они станут экспериментальными и внедренческими организациями,  посредниками между молодежными творческими коллективами, производством и «большой наукой». Центры НТТМ создавались при комитетах ВЛКСМ и курировались партийными организациями. Работа ЦНТТМ стала главным механизмом высвобождения наличных денег в советской экономике; накопления первоначального капитала и формирования класса крупных бизнесменов. Таким образом,  можно утверждать, что термин «НТТМ» получил распространение и известность именно благодаря глобальности этого движения в конце 1980-х годов; однако это движение не выполнило декларировавшихся задач – повышения эффективности экономики, а стало только лишь механизмом ее капитализации.
В предыдущий период в системе образования применялись другие термины – «детское техническое творчество», «техническое творчество учащихся» и др. Эти понятия отражают образовательный контекст этого подхода: обучения, освоения новых знаний и получения практических результатов в процессе индивидуальной предметной деятельности.
В середине XX века перед учреждениями, реализующими программы технического творчества ставились задачи мотивации учащихся к инженерным профессиям, раннего выявления и профориентации талантливых в этой сфере учащихся.
Современные требования к будущим специалистам в самых разных областях науки и техники предполагают расширение традиционной сферы НТТМ. При этом целесообразно говорить о сфере научного и технического творчества учащихся, которая включает творческую деятельность в области естественных и гуманитарных наук,  а также о формах и методах работы в этой сфере, определяемых  научно-практическим  образованием. В рамках последнего применяются исследовательская и проектная деятельность на основе фундаментальных научных знаний, получаемых учащимися в школе по программам повышенного уровня.
При этом научно-практическое образование предполагает функционирование широкой сети творческих коллективов начального и среднего уровня, обеспечивающих широкий охват учащихся и формирование мотивирующей среды для занятий на повышенном уровне сложности.
Основные задачи научно-практического образования: развитие субъектной позиции учащихся; формирование научной картина мира, развитие навыка создания и осуществления проектов, освоение элементов научного метода познания, приобретение технических и технологических знаний и навыков, мотивация на профессиональное самоопределение в области науки и техники, развитие навыков рефлексии собственной деятельности.
Важной особенностью научно-практического образования является наличие в нем гуманитарного компонента, позволяющего задать смысл собственной деятельности в области технического  и иного творчества, выработать у учащихся нравственные нормы и императивы этой деятельности.
Таким образом, научно-практическое образование предполагает:
• качественную базовую подготовку по основным научным дисциплинам (в том числе гуманитарным (философия, юриспруденция, культурология и др.), которые позволяют выявить личностный смысл будущей профессиональной деятельности каждому учащемуся);
     • освоение научного метода и навыков проведения самостоятельного исследования;
      • освоение навыков проектной работы;
      • освоение навыков презентации результатов собственной работы и продвижения их как значимых продуктов для общества.

 Исследовательская деятельность учащихся  — деятельность, направленная на получение учащимися субъективно новых представлений об объектах и явлениях окружающего мира с помощью научного метода. Предполагает наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.
Предметное содержание исследовательской деятельности учащихся: история и методология научного познания; история жизни и деятельности выдающихся ученых; представление об общей систематике современной научной картины мира; представление о проблематике и методах современных научных исследований; фундаментальные знания по школьным предметам избранной образовательной области, умение построить самостоятельное исследование, способность оценивать ход и результаты проведенного исследования, навык работы в коллективе и др.
Общетехнические и технологические знания и умения: навык проектирования и реализации цикла исследовательской деятельности от выделения проблемы до представления результатов; умение применять методики и знание границ применимости каждого метода; навык организации эксперимента; навык анализа информации, информационного поиска.
Важно отметить, что исследовательская деятельность учащихся основывается на научном методе, основные принципы которого применяются как в области естественных, так и в области гуманитарных наук, поэтому предметом исследовательской деятельности могут быть как проблемы физики, экологии, химии, геологии и др., так и истории, лингвистики, искусствознания, фольклористики и др.
Проектная деятельность учащихся – деятельность, направленная на выявление необходимости и создание новых объектов и явлений окружающего мира, отличных по своим характеристикам и свойствам от известных; совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности. Результаты учебного проекта - самостоятельно разработанные и изготовленные изделия, (услуги) от идеи до ее выполнения, обладающие субъективной или объективной новизной и выполненные под контролем и с консультированием педагога. Проекты, в зависимости от характера этих новых объектов, делятся на инженерные (установки, постройки), информационные (сайты, сети), социальные (новые представления у людей), макеты и др.
Проектно-исследовательская деятельность — деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Является организационной рамкой исследования.
Научно-техническое творчество учащихся представляет собой вид деятельности, состоящий в теоретическом решении и материальном воплощении какой-либо технической задачи в виде технических проектов, макетов, моделей и опытных образцов, обладающих объективной или субъективной новизной. При этом осуществляется поиск, разработка и применение оригинальных способов решения поставленных научно-технических задач, имеет прикладные цели и направлено на удовлетворение практических потребностей человека. Под ним понимают поиск и решение задач в области техники на основе использования достижений науки.
Предметное содержание научно-технического творчества: история развития науки и техники, появления открытий и изобретений; достижения и методы работы знаменитых ученых и конструкторов, технологов и испытателей, других специалистов; теоретические знания о природе и технике; фундаментальные знания по образовательным предметам естественнонаучного цикла (математика, физика, химия, астрономия, биология) и  черчения как составляющей образовательной области «технологии».
Общетехнические и технологические знания и умения: особенности профессий и специальностей в науке и технике; общетехнические закономерности, лежащие в основе устройств, принципов действия и управления применяемых станков и оборудования, измерительных инструментов и приборов, электронной техники, компьютеров и периферийных устройств; навыки конструирования, моделирования, решения нестандартных технических задач, изобретательства; навыки технического мышления; навыки разработки и чтений технической документации, информационного поиска.

Функции и различия
Научно-практическое образование имеет  различные функции в отношении различных контингентов учащихся. Это предполагает различные цели ее реализации, методическую базу, результаты, методы их диагностики. Вместе с тем эти три подсистемы должны быть тесно связаны.
    Становление элементов научно-технической культуры у всех учащихся. Это предполагает организацию массового научно-практического образования в общеобразовательных учреждениях с целью повышения внимания детей и молодежи к этой сфере, развития у учащихся начальных знаний, умений, навыков в области проектной, исследовательской деятельности и научно-технического творчества.
    Выявление и развитие талантливых и одаренных в различных  областях науки и техники учащихся. Такая работа требует современной материально-технической базы и квалифицированных педагогических кадров; расширения связей с учреждениями науки, высокотехнологичными производственными предприятиями; создание интегрированных образовательных комплексов, обеспечивающих эффективные траектории профессионального самоопределения таких учащихся на базе ведущих учреждений дополнительного образования детей, лицеев, гимназий.
    Организация продуктивного свободного времени школьников и молодежи, что связано с необходимостью становления культуры проведения собственного свободного времени у населения средствами научно-практического образования. Это предполагает создание возможностей для занятий научно-техническим творчеством, исследованиями в коллективах учреждений дополнительного образования, по месту жительства и т. д.;
    Включение сферы научно-технического творчества учащихся в школах и учреждениях дополнительного образования в непрерывную цепочку социализации, личностного и профессионального роста молодых людей в востребованных экономикой секторах образования и рынка труда
Таким образом, можно констатировать, что исследовательская, проектно-исследовательская деятельность, научно-техническое творчество учащихся являются продуктивными подходами в современном образовании, которые позволяют мотивировать учащихся к познавательной деятельности, способствуют индивидуальному развитию творческих способностей, что отвечает задачам общего образования, а также дают возможность выявить, создать условия для развития и выбора в дальнейшем сферы профессиональной деятельности талантливым и одаренным в сфере науки и техники детям, тем самым,  способствуя подготовке кадров для инновационной экономики страны.
При этом исследовательская деятельность направлена на освоение аналитических навыков, выявление и анализ проблемных ситуаций и информации, освоение методов получения представлений об объектах и явлениях. Она имеет дело и с естественными, и с гуманитарными науками на основе общего для них научного метода. Включение гуманитарных наук позволяют выявить роль и место науки и технического знания в жизни современной цивилизации, что способствует становлению у учащихся широкого мировоззрения, позволяет самоопределяться в разнообразных жизненных ситуациях. Поэтому исследовательская деятельность позволяет сформировать общие (ключевые) компетентности учащихся.
Научно-техническое творчество носит более прикладной характер; связано с реализацией практических проектов преимущественно в сфере техники и технологий, которые осуществляются на основе знания научных методов и использования технических устройств и направлено на формирование навыков адекватного и продуктивного планирования деятельности с целью достижения заранее спланированного результата. Научно-техническое творчество направлено преимущественно на формирование межпредметных и предметных компетентностей в области естественных наук, техники, технологий; является главным средством профильного обучения и предпрофессиональной подготовки...."

Категория: Файлы сети центра художественного образования и МГУ | Добавил: defaultNick | Теги: научно-практическое образование, художественно-эстетическая направле, НПО
Просмотров: 726 | Загрузок: 184 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]